Хроники пикирующего «Компаньона»

23 июня 2015 г.628
Хроники пикирующего «Компаньона»

Бытует мнение, что жертвами зачистки страхового рынка становятся только компании-однодневки, а  карательные меры Центробанка применяются лишь к многочисленным «рогам и копытам», в любом случае не рассчитывавшим работать в страховании долго. 

В случае со страховой группой «Компаньон» это не так: компания  занималась страхованием с 1999 года. Бизнес начался в Самаре, но скоро управляющая компания переехала в Москву,  а отделения и офисы продаж (на начало 2015 года их стало более 500) располагались в 70 городах России. Профильной деятельностью компании были автострахование и защита от несчастных случаев, причем значительную долю портфеля занимали долгосрочные договора по каско: страхование машин, купленных в автокредит на весь срок выплаты (как правило, от 3 до 5 лет).  Были в портфеле и договора со строительными и промышленными компаниями.

В 2013 году показатели «Компаньона» вызывали только оптимизм: интенсивный рост привел компанию в пятерку лидеров по объему страховой ответственности, в топ-15 страховщиков каско и в топ-20 универсальных страховщиков. Суммы сборов и выплат исчислялись уже миллиардами рублей, и объем сборов в два раза превышал прошлогодний. Рейтинг от Национального рейтингового агентства  достиг значения «АА -»(очень высокая надежность).

В 2014 году автостраховщикам было не до победных реляций, «колеса» в портфеле уже начинали приносить больше убытков, чем прибыли, но, в целом, политика и бизнес «Компаньона» не выделялись среди остальных компаний. Тем сильнее было всеобщее удивление, когда в сентябре страховщик принял решение купить у голландской группы Achmea много лет подряд убыточную «Оранту».

 Точно неизвестно, что именно в этой  страховой компании  привлекло «Компаньон»: региональная сеть или высокая доля каско в портфеле. Сумма сделки озвучена также не была. Известно другое: почти сразу после покупки в «Оранте» сменился гендиректор и начались массовые увольнения. Многие службы и подразделения компании были сокращены или расформированы, а клиенты начали жаловаться на затруднения с выплатами.  Менее чем через полгода «Оранта» вновь сменила владельца – на этот раз ее купил подмосковный «Промсбербанк».  Впрочем, дни и банка, и страховой были уже сочтены и в апреле 2015 Центральный Банк РФ отозвал лицензии у обоих.  И если ответственность компании перед клиентами по ОСАГО еще прикрыта РСА, то по другим видам страхования  выплат придется подождать.

Сам «Компаньон» пережил «Оранту» всего на пару месяцев. В СМИ появились сообщения о штрафах и взысканиях, наложенных на страховщика то в одном, то в другом регионе. Проверка, проведенная Банком России в мае, показала, что ряд требований к надежности активов  и объему страховых резервов не выполняется. Выяснилось и то, что отчеты, предоставляемые ранее регулятору, не всегда соответствовали действительности.  В начале июня лицензия  «Компаньона» была приостановлена, компанию исключили из системы «Зеленая карта», а рейтинг ее был отозван. К этому моменту эксперты оценивали объем  и ликвидность активов как недостаточные для выполнения обязательств перед всеми клиентами. Заявления  и звонки от клиентов о страховых случаях еще принимались, но увольнения сотрудников пошли полным ходом уже на следующий день после известия о приостановке лицензии. Стали закрываться продающие подразделения и расторгаться договора  аренды офисов: «Компаньон» явно не планировал возвращаться в строй автостраховщиков.

Кирилл Шпорт Автор

Комментарии

Калькулятор ОСАГО