Почему мы не проходим техосмотр и к чему это приводит?

30 июля 2015 г.469
Почему мы не проходим техосмотр и к чему это приводит?

Три года назад заработал новый закон о техосмотре: ГИБДД сменили аккредитованные сервисные центры, а диагностическая карта пришла на смену талону. Реформу трудно назвать удавшейся, сейчас, по оценке экспертов, почти  половина российских водителей приобретает карты без прохождения собственно осмотра.

Закон о введении диагностической карты был подписан в августе 2012 года, тогда же были внесены изменения в федеральные законы об ОСАГО и техосмотре. На тот момент ситуация с контролем технического состояния машин  была откровенно неудовлетворительной: талон можно было получить либо отстояв многочасовую очередь, либо дав сотрудникам ГИБДД небольшую взятку. Большинство  предпочитало экономить время, и процедура техосмотра выродилась в формальность для водителей и источник наживы для коррумпированных гаишников. Техническое состояние автомобиля  не интересовало никого и оставалось целиком на совести владельца, благодаря чему по российским дорогам колесили тысячи неисправных машин, внося свою лепту в неутешительную статистику аварий.

Нововведения значительно упростили жизнь водителям: если прежде для покупки ОСАГО требовался действительный на ближайшие полгода талон техосмотра, то теперь купить полис можно хоть в последний день действия диагностической карты. Была отменена необходимость возить документ о техосмотре с собой и предъявлять его сотрудникам ГИБДД. Самым важным новшеством было то, что функция техосмотра от ГИБДД перешла к операторам технических центров, аккредитованных в РСА, что избавило автовладельцев от долгих очередей. Снизилась и стоимость процедуры.

Предполагалось, что страховые компании, заинтересованные в исправности автопарка своих клиентов, не будут продавать полисы автовладельцам без диагностической карты, вынуждая их проходить техосмотр. На практике же все оказалось немного иначе: диагностическими картами стали торговать как операторы техосмотра, так и страховые агенты, а реальная проверка технического состояния машины по-прежнему никого не заботит. Деятельность операторов не проверяется, до сих пор нет однозначных требования к стандартам качества и квалификации экспертов.  По оценке руководства союза «Техэксперт» ( объединения операторов техосмотра), из 4 тысяч аккредитованных операторов не более четверти получили свои разрешения законно и работают с соблюдением квалификационных требований.

Фактическое отсутствие контроля за техническим состоянием автомобилей приводит к росту аварийности: за прошедшие полгода в России произошло около тысячи аварий с погибшими и пострадавшими по причине неисправности машин, что на 14% выше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Эти аварии унесли жизни более 170 человек, еще более 1300 получили травмы. Особую опасность в сложившейся ситуации представляет коммерческий транспорт: он дольше ездит по дорогам и не всякий хозяин станет вкладывать деньги в его ремонт и проходить техосмотр, если это никем не контролируется.

Александр Еланцев Автор

Комментарии

Калькулятор ОСАГО