Российский автомобильный экспорт упал на 30%

10 августа 2015 г.342
Российский автомобильный экспорт упал на 30%

Отечественные автопроизводители не смогли реализовать падение спроса внутри страны за счет экспорта. За первую половину 2015 года экспорт легковых автомобилей сократился почти на 30%. Представители отрасли ссылаются на падение рынков и просят больше поддержки.

Как сообщают в таможенной службе, экспорт легкового автотранспорта из России в первом полугодии снизился до 48 тыс. машин, упав на 27%. Ситуацию не исправили ни выросшие поставки в дальнее зарубежье, ни поставки грузовых машин, в целом, удержавшие позиции на рынке. В основном, снижение пришлось на страны СНГ, экспорт в которые упал на 29%.

Заявления руководства Минпромторга об экспорте, который в условиях санкций увеличивается на 20-30%, как выяснилось, касались лишь отдельных положительных примеров, таких как КамАЗ или УАЗ.  Если оценивать в денежном выражении, экспорт этих марок  вырос на 55% и 13%, но речь шла изначально не о больших объемах продаж. Например, КамАЗ продал 2,26 тыс. автомашин. Представители автопрома заявляли о далеко идущих экспортных планах с самого начала ослабления рубля. Кроме СНГ, в качестве потенциальных рынков назывались Азия, Ближний Восток, Латинская Америка, озвучивались оптимистичные планы роста поставок за рубеж – от 30 до 50%. В настоящее время рост автомобильного экспорта  в дальнее зарубежье приходится признать скорее, символическим. Ключевым рынком же для российских автопроизводителей был и остается авторынок стран СНГ, переживающий сейчас не лучшие времена.

Так, по оценке руководства КамАЗа, если еще в прошлом году на Казахстан приходилось свыше двух третей экспорта, то сейчас его доля сокращается в два раза. Причины схожи с российскими: снижение цен на нефть, обесценивание валюты приводят к спаду активности потребителей. В Казахстане все большей популярностью пользуются корейский автопром, начавший вытеснять японских и российских конкурентов, а подержанные импортные машины стали стремительно заполнять рынок. Впрочем, КамАЗ видит еще нереализованный потенциал рынков Туркмении и Азербайджана.

Представители российских автоконцернов скептически оценивают внешние рынки (в первую очередь, СНГ и Азии) для российских авто: потенциал повышения спроса невелик, а все возникающие запросы стремительно удовлетворяют локальные производители. Ослабление рубля, конечно, делает российскую продукцию более доступной, но нужны средства на продвижение на рынке, которые быстро сгорают из-за инфляции. Если речь идет о выходе на новые рынки, нужны деньги и на быстрое развитие дистрибуторских сетей. Автопроизводителям нужны инвестиции, и не в последнюю очередь – со стороны государства. Вопросы о необходимых мерах поддержки автомобильного экспорта из России неоднократно поднимались в правительстве, предлагались планы помощи как отдельным предприятиям, так и отрасли в целом, но об уже работающих решениях пока говорить преждевременно.

Александр Еланцев Автор

Комментарии