Смогут ли страхователи и страховщики договариваться без суда?

1 марта 2012 г.873
Смогут ли страхователи и страховщики договариваться без суда?

Смогут ли страхователи и страховщики договариваться без суда?

Как сообщает издание «Московские новости», Министерство финансов РФ предлагает ввести на рынке страхования институт омбудсмена, который бы позволял решать споры между страховыми компаниями и их клиентами без обращения в суд.

Как отмечает Вера Балакирева, заместитель руководителя департамента финансовой политики Министерства финансов РФ, введение института омбудсмена станет возможно после внесения поправок в закон об организации страхового дела.

Изменения необходимы, поскольку на сегодняшний день закон о защите прав потребителей не распространяется на страховую отрасль. Таким образом, у клиента страховой компании есть два пути защиты своих интересов. Первый – обращение в суд, второй – подача жалобы в надзорный орган.

Институт же омбудсмена направлен как раз на защиту прав страхователей. Если должность страхового омбудсмена будет введена, то клиент сможет обратиться к нему, представив все документы и объяснив суть своей претензии. На основе полученной информации омбудсмен принимает решение и извещает о нем страховую компанию. Стоит оговориться, что решение омбудсмена является обязательным для страхователя и не может быть оспорено в суде. А вот страхователь может обратиться в суд, если его не удовлетворит решение омбудсмена.

По мнению экспертов, для страхователей введение института омбудсмена – безусловный плюс, поскольку его услуги бесплатны.

В европейских странах страховые компании договариваются о создании института страхового омбудсмена, принимают решение о его руководителе, при этом согласовывая свои действия с надзорными органами. Таким образом, все страховщики, участвующие в договоре, соглашаются с признанием и исполнением решений омбудсмена. При этом назначается определенный лимит по сумме страховых выплат. Финансирование омбудсмена происходит из средств нескольких страховых компаний, что позволяет оставаться ему независимым при принятии решений.

Сегодня в России институт омбудсмена существует в банковской сфере. По словам бывшего финансового омбудсмена Павла Медведева, за 1,5 года существования финансового омбудсмена было принято около 4 тысяч обращений граждан, при этом в 51% случаев заявители остались довольны вынесенным решением, оставшиеся же 49% – это обращения граждан после проигранных судов, но в подобных случаях омбудсмен ничего не может сделать.

Стоит отметить, что участники страхового рынка положительно оценивают инициативу создания страхового омбудсмена, потому что это должно способствовать увеличению доверия к СК со стороны страхователей.    

Комментарии